Manitou, Rockshox, DVO и X-Fusion вернули вилки-перевертыши на рынок. Вело-медиа так сильно принялись пиарить крутость обладания этими «последними достижениями в сфере амортизационных вилок», что я решил прикупить себе такую. К моему огорчению, все эти перевернутые красавицы являются самими дорогими вилками в своем сегменте, так что мне пришлось купить кое-что другое. Я приобрел свою давнюю мечту, вещь из того времени, когда я только начинал кататься на велосипеде 11 лет назад: Marzocchi Shiver SC 2003 года с ходом 120 мм. Прокатившись всего пару раз на ней, я расскажу вам, как работают перевертыши, флексуют ли их ноги, и насколько они плюшевые. Этот динозавр предоставляет отличный шанс наглядно увидеть, как далеко ушли технологии проектирования и производства велосипедной подвески с 2003 года по сегодняшний день. Поехали!
Оставим за кадром все трудности оживления этого старичка и перейдем непосредственно к катанию. Я поставил 120 мм Shiver SC вместо неимоверно жесткого 160mm Lyrik U-turn с демпфером Mission Control DH. Я использовал Lyrik в короткоходной конфигурации 120 мм, а также имел дело с несколькими вилками с ногами 32 мм, так что мне есть с чем сравнивать нашу подопытную Marzocchi.
Флекс?
Еще по дороге в лес я понял, что все эти разговоры о сильно флексующих перевертышах – полная чепуха. Некоторые люди слишком много времени тратят на то, чтобы тереть передним колесом область паха, усердно крутя при этом руль, пытаясь доказать что-то о вилках, которые они даже не собираются покупать. На асфальте я мог резко поворачивать, загружая переднее колесо, и не ощущал ничего необычного в поведении вилки. На трейлах переднее колесо абсолютно беспрекословно слушалось руля и ехало туда, куда мне было нужно, даже на высоких скоростях. На самом деле мне понравилось то, что менее жесткая перевернутая конструкция Shiver прощает кое-что на трейле, по сравнению с железобетонным характером Lyrik, ноги которого такие же толстые, как штаны Marzocchi – 35 мм. Если я налетал на корень или камень на Lyrik, перед велосипеда часто отлетал в сторону, и нужно было корректировать его траекторию, что требовало дополнительного внимания к покрытию трейла. С Shiver я также не заметил флекса в поворотах, даже когда я их продавливал очень жестко, на грани сцепления колеса с поверхностью. Стоит напомнить, что у Shiver SC 20 мм ось фиксируется массивными дропаутами-зажимами, в то время как у 32 мм вилок RS Revelation или Fox Float ось просто вкручивается в дропаут по резьбе.
Вес
2210 грамм – вполне нормально для пружинной вилки даже в 2014 году, я считаю. Мой Lyrik и Fox Van 36 весят около 2.5 кг. Нравится ли мне 1680-граммовый Fox Float 32 моей жены? Да, но в нем стоит демпфер RLC, который почти такой же бесполезный, как и Motion Control в Revelation. Невозможно говорить о весе перевертышей, если мы забываем о таком параметре, как неподрессоренная масса. Понимаете, все эти теории о неподрессоренной массе в перевертышах, которые рассказывают владельцы Shiver – полная брехня. Масло в перевертыше Marzocchi неподрессорено (и довольно много масла!), как и детали демпфера, в то время, как практически во всех обычных вилках с полуоткрытым демпфером все это…подрессорено, и я более чем уверен, что штаны и поршень отскока в этих вилках весят столько же, если не меньше, чем все масло с демпфирующими деталями в Shiver. Сейчас, конечно, в новой RS-1 все это подрессорено, так что она должна быть:
Супер плюш?
О да! Эта штука сжимается как по маслу…хотя погодите минуту. Стоооп! Плюшевость вилки зависит далеко не только от ее конструкции, это идиотский аргумент. Мягкость сжатия зависит от того, какой тип демпфера используется в вилке, с какими настройками, я уже не говорю о жесткости пружины. В Marzocchi используется демпфер с открытой ванной, и бушинги вилки постоянно погружены в масло. Проблема в том, что в те далекие славные времена, когда производилась эта вилка, не существовало демпфирования низко-скоростной компрессии. Райдеры пуляли в плоскач, а не крутили эндуро, так что слова «высоко-скоростная компрессия» и «пробой» были самыми популярными в то время. Клевок вилки на торможении? Пфф, в то время райдеров больше волновало тупление задней подвески при торможении. Очень слабое демпфирование НСК + металлическая пружина + минимизированное трение в направляющих = супер плюш! Shiver SC действительно супер плюшевый, держит переднее колесо на земле, как ни одна другая вилка, на которой мне приходилось кататься. Я даже пульнул один естественный дроп, на котором задняя подвеска моего Blur TR всегда пробивалась, а Shiver даже не повел бровью. Что меня наиболее впечатляет в вилках Marzocchi – они очень эффективно рассеивают энергию при сжатии, в то время, как другие вилки просто…сжимаются?
Итог
Как работает этот древний перевертыш по сравнению с современными вилками? Ему немного не хватает демпфирования НСК, но для КК/трейл байка с ходами 120 мм это не такая уж большая проблема. Да, проваливание вилки на торможении заметно, но на низких скоростях с этим можно справиться. Катать на такой вилке невероятно классно, у нее есть особый вкус, должен признаться, что мне Shiver понравился гораздо больше других 100-120 мм вилок, которые стояли на моем хардтейле. Она супер плюшевая, шикарно приклеивает колесо к неровностям рельефа, и обладает достаточной торсионной жесткостью. Ее ретро-фактор просто зашкаливает. Пожалуй, я покатаюсь на ней, пока мои дети не достигнут 6-7 лет. Тогда я отпилю корону и с помощью корон от Marzocchi 888 сделаю из нее двухкоронку под колесо 20 дюймов для детского подвеса. Если говорить о перевертышах в целом… Судя по опыту катания на Shiver SC, если в новых вилках Rockshox RS-1 или X-Fusion Revel HLR все демпфирующие части и масло расположены в «штанах», а неподрессоренными остаются только ноги, дропауты, ось, поршень отскока и воздушная пружина – они должны быть просто божественно плюшевыми!