С таким велосипедом, как Transition Smuggler, трейл-райдерам больше не нужно много ходов подвески, чтобы безрассудно летать по опасным синглтрекам.
В последние несколько лет на рынке начала появляться новая категория велосипедов. Рамы с коротким ходом подвески, дополненные чуть более длинноходной вилкой. Хотя, возможно, это даже не категория, а новая концепция, которая может стереть или сильно размыть границы между разными категориями велосипедов.
Transition Smuggler имеет 115 мм хода задней подвески и 130 мм вилку. Но его способность поедать самые жесткие секции на трейлах удивляет. Такому аппетиту подвески способствует задний амортизатор Rock Shox DebonAir (debonair - мягкость, благожелательность – прим. переводчика). Увеличенный размер воздушной банки (как позитивной, так и негативной камеры) хорошо демонстрирует, как воздушные амортизаторы становятся все более линейными и плюшевыми, вплотную приближаясь к характеристикам пружинных амортизаторов, при этом сохраняя настраиваемость и хорошее сопротивление жестким пробоям. Навеска байка подобрана адекватно его назначению. На раме отсутствует крепление для переднего переключателя, но мы ни разу об этом не пожалели. Так же приятно было обнаружить на велосипеде из коробки телескопический подседельный штырь с длиной хода 150 мм.
Ключ к работе подвески – настройка заднего амортизатора. Transition советует настраивать сэг задней подвески 35%, и наши тестеры поначалу сильно сомневались в адекватности такой настройки. Что останется от хода подвески, если, только садясь на байк, вы сразу теряете 35% от и так не впечатляющих 115 мм?
А останется еще достаточно много, как оказалось. Вместо того, чтобы мягко проваливаться, Smuggler оставался упругим и отрабатывал неровности даже на самых крутых каменистых подъемах. Мы считаем, что такую работу подвески обеспечивает схема с линком Хорста, а также прогрессия воздушной пружины во второй половине хода. Но из-за такой чувствительности к неровностям даже на подъемах байк, конечно, не взлетал вверх, как короткоходный кантрийный подвес. Напротив, Smuggler можно охарактеризовать как машину для поездок на целый день, которая превращает технически сложные подъемы в пандусы.
Smuggler спереди упакован вилкой Rock Shox Pike 130 мм, которая вполне соответствует репутации Transition как аппарата для агрессивного катания по жестким трейлам. Ни один из нас не остался разочарованным работой этого байка. Назвать езду на нем «живой» или «фановой» было бы слишком просто. Относительно острый угол рулевой и мягкая задняя подвеска позволяли Smuggler жадно поедать небольшие бревна, которыми усыпаны наши трейлы. На разбитых крутых съезжалках покрышки цепко держались за грунт там, где другие байки начинали соскальзывать. Байк всегда был готов предоставить вам весь ход своей подвески. В завершении образа, аккуратная (хотя и шумная) внутренняя проводка, прямые линии и ровные швы делают внешний вид байка почти совершенным.
- Travis Engel
Интерьвью с Сэмом Беркхардом (Sam Burkhardt), менеджером по производству компании Transition Bikes.
Еще до получения тестовых велосипедов мы отправили в Transition несколько вопросов, которые, как нам кажется, зададут себе многие люди, увидев этот необычный байк. После тестов мы также отправили несколько вопросов.
- Вернон Фелтон (Vernon Felton), модератор Библии тестов велосипедов (Bible of Bike Tests).
Вернон Фелтон: Опишите идеального райдера для велосипеда Smuggler.
Сэм Беркхард: Идеальный покупатель байка Smuggler – райдер, который хочет получить преимущества наката, сцепления и контроля от найнера, но при этом хочет живой, отзывчивый и фановый байк для жесткого катания. Мы позиционируем Smuggler как 29-дюймовую опцию 27.5” Scout, обладающего схожими характеристиками.
Smuggler (как и Scout), по сути, являются спорткарами в нашей новой линейке велосипедов. Они созданы для опытных райдеров, которые обладают навыками очень агрессивной езды, но не хотят терять ощущение трейла из-за больших ходов подвески. С другой стороны, эти велосипеды хорошо подойдут тем, кто катается не столь агрессивно и по не очень жестким, накатистым трейлам, где длинноходные Patrol или Suppressor были бы излишни. При этом они получают жесткую раму и крепкий велосипед, что добавляет уверенности неопытным райдерам.
Smuggler не является нашей попыткой пересадить людей на 29” колеса. Некоторые люди просто предпочитают колеса поменьше, и в этом нет ничего плохого, другие могут предпочитать большие найнеры в силу своего огромного роста. Нам кажется, что сейчас велоиндустрия пытается внушить людям, что только 27.5” колеса подходят для агрессивного катания, и мы хотим показать, что это не так. Мы считаем, что такой найнер, как Smuggler, с правильной геометрией и опциями, обеспечит отменное катание, предоставляя райдеру дополнительный бонус в виде хорошего наката и сцепления 29” колес.
Кстати, наш командный райдер Lars Sternberg как-то сказал: «Идеальный покупатель байка Transition Smuggler – это райдер, который не боится валить жестко вниз, в самых разнообразных условиях по не самым дружелюбным трейлам. При этом в приоритете у этого райдера – способность байка ехать далеко и преодолевать апхилы относительно легко. Да, это не байк для кросс-кантри, что вполне очевидно по его характеристикам. Это наш ответ кросс-кантрийному байку».
В целом, я согласен с Ларсом, но я хочу подчеркнуть, что под «кросс-кантри» мы понимаем несколько иной стиль катания, чем это себе представляет большинство людей. Нам больше нравится определение бэк-кантри кросс-кантри, то есть байк для кантрийных вылазок по таким местам, как Скуомиш или Вистлер. Подъемы крутые, а спуски еще круче. Именно отсюда родилось наше определение.
Вернон: Не волнует ли вас то, что часть целевой аудитории сейчас переходит на колеса 27.5”, и им может быть не интересен найнерный Smuggler?
Сэм: Не сказал бы, что мы сильно паримся о том, что люди пересаживаются с 29” на 27.5”. Мы считаем, что создали байк, который может поменять мнение людей о способностях велосипеда с большими колесами. Надеемся, райдеры попробуют покататься на Smuggler и осознают, что трейловый подвес на 29” колесах может вести себя очень живо, и многие из старых стереотипов о найнерах покажутся им ошибочными. Smuggler проворнее и шустрее большинства 27.5-дюймовых байков, на которых нам довелось покататься. Он точно не похож на трактор, на самом деле он – самый резкий и отзывчивый байк в нашей новой линейке. Вы можете кататься на нем жестче, чем на некоторых более длинноходных конкурентах, не обращая внимания на малую длину хода или большой размер колес.
Вернон: Большинство новых велосипедов линейки 2015 года построено на новой для вас схеме подвески. Чем вас привлекла старая добрая схема подвески с линком Хорста?
Сэм: Сейчас на рынке присутствует огромное число велосипедов с линком Хорста в той или иной интерпретации, также есть множество различных однорычажных велосипедов и байков с подвеской наподобие VPP. Байки, построенные по одной схеме, не обязательно будут ехать и ощущаться одинаково.
Создавая нашу подвеску Giddy Up мы старались сохранить простоту и надежность велосипеда – то, чем славились предыдущие модели Transition: никаких хитроумных штучек, нестандартных креплений или специализированных/кастомных амортизаторов. Мы хотели создать подвеску с предсказуемым поведением, которую легко настраивать / тюнить, при этом мы стремились сделать низким как стендовер велосипеда, так и его вес. И, разумеется, хотелось еще оставить достаточно места в переднем треугольнике для нормальной фляги, не забывая о полной совместимости с любым типом заднего амортизатора на рынке.
Да, на рынке есть много велосипедов с такой же схемой расположения шарниров, но дьявол кроется в деталях, и каждая мелочь во взаимном расположении шарниров и в параметрах рамы и линков подвески складывается в общее ощущение от работы подвески и велосипеда в целом. Мы очень много говорили о велосипедах с многорычажной схемой повдески… зная, что мы могли бы создать великолепную по характеристикам подвеску, усложняя ее конструкцию в угоду клиренса, жесткости, расположения амортизатора и так далее. Мы пробовали располагать амортизатор вдоль верхней трубы или ставили его вертикально. В конечном счете, вертикальное расположение амортизатора позволило нам сохранить идентичную кинематику подвески на рамах разного размера, а расположение крепления амортизатора в районе кареточного узла позволяет применять двойной баттинг верхней и нижней труб переднего треугольника, помогая сохранять отличное соотношение прочности рамы к ее весу. Раньше все наши велосипеды были однорычажными (между осью колеса и передним треугольником был лишь 1 шарнир), переход к многорычажной схеме подвески с линком Хорста ничуть не испортил общий дизайн велосипеда, он предоставил нам новые возможности при проектировании подвески.
Вернон: Что вы сделали, чтобы создать собственный вариант этой схемы подвески?
Сэм: Велосипед это сумма всех его составляющих. Все, что мы делали относительно кинематики подвески, тюнов амортизатора, подбора компонентов и общей геометрии велосипеда вносит вклад в конечное чувство, которые вы испытываете от катания на этом байке. Мы создаем велосипеды, которые едут именно так, как мы хотим. Велосипеды Transition созданы для агрессивного катания и предоставляют райдеру хорошую обратную связь и контроль на трейле. Мне кажется, что некоторые компании специально (хотя, возможно, и неосознанно) упрощают работу своих байков до состояния «легко едет везде», ориентируя их на не очень быстрых и и не очень опытных райдеров, вместо того, чтобы делать фановые и отзывчивые байки для опытных людей.
Мы определенно создаем и производим байки Transition для более опытных райдеров. И мы надеемся, что менее опытные райдеры также смогут воспользоваться теми возможностями роста уровня катания, которые предоставляют наши велосипеды, вместо того, чтобы покупать велосипед, который будет становится неуклюжим и неудобным по мере прогресса в катании. Невозможно выделить какую-то одну причину, благодаря которой наши байки «правильно едут», это действительно взаимосвязь всех аспектов велосипеда и компонентов, которые создают то самое, «правильное» ощущение от велосипеда. Мне всегда неприятно читать обзоры велосипедов с фразами типа «Я перевернул вынос и поставил более широкий руль – байк сразу стал ощущаться здорово!». Так не должно быть…
Вернон: Каких свойств велосипеда вы стремились достичь в процессе создания Smuggler?
Сэм: Мы стремились создать велосипед, который доказал бы, что 29” колеса могут отлично работать на трейле. Мы хотели, чтобы байк вел себя живо на трейле, катание на нем должно быть отзывчивым и фановым. Байк, который легко мануалится и прыгается, уверенно чувствует себя как на крутых техничных спусках, так и на гладких скоростных трейлах с разнообразными прыжковыми темами. Мы всегда были сфокусированы на создании байка, на котором ехать вниз – сплошное удовольствие, но мы по-прежнему хотели, чтобы и подъемы давались новому велосипеду относительно легко. Smuggler, как и другие байки линейки 2015 года с подвеской Giddy Up, предоставляет райдеру дополнительное сцепление и контроль на техничных подъемах, сохраняя при этом отличную работу подвески на спусках.
Естественно, перед нами не стояла задача сделать подвеску Giddy Up «едущей вверх как хардтейл». Райдер заметит некоторую раскачку подвески при агрессивном педалировании в крутой подъем с открытой настройкой компрессии на амортизаторе. Но именно эта работа подвески обеспечивает надежное сцепление заднего колеса с поверхностью, поэтому вы не теряете колесо на различных мелких неровностях на подъеме. С правильно настроенным давлением в амортизаторе подвеска Giddy Up обеспечивает просто нереальный уровень сцепления, когда вы педалируете в подъем стоя, вы чувствуете, как покрышка вгрызается в землю, но практически не ощущаете раскачки подвески. Те же самые ощущения присутствуют и при агрессивном ускорении или спринте. Я знаю, что некоторые велосипеды на подъемах или при педалировании стоя становятся как бы «немного жестче», но мы хотели сохранить то нейтральное чувство, когда вы не замечаете в работе подвески ничего «лишнего» кроме того, что она обязана делать.
Вернон: Как вам удалось добиться поставленных целей? С инженерной точки зрения.
Сэм: Над этими велосипедами мы работаем уже несколько лет, дольше, чем над любым из предыдущих проектов. На завершающей стадии разработок мы полагались на опыт создания и катания на велосипедах Transition предыдущих лет, равно как и на опыт катания на любых других байках.
Велоиндустрия развивается стремительно, вам нужно четко понимать цель, выбирать пути ее достижения и знать, как ее достигнуть. Это касается как разработки и производства собственно продукта, так и взаимоотношения с партнерами и покупателями. Все сотрудники Transition Bikes отлично умеют и любят кататься на байках, мы так же понимаем, что и как влияет на работу байка. Всё это вместе складывается в конкретный дизайн конкретного велосипеда. Мы стараемся фокусироваться на деталях, которые помогают получать максимум удовольствия от катания, а не которые можно запатентовать или обозвать модным маркетологическим словом.
Начав работу над новой линейкой байков и новой подвеской, у нас было несколько потенциальных направлений развития проекта. Как раз в это время к нам обратился Luke Beale (Level One Engineering) и предложил несколько вариантов дизайна подвески. Нам понравились его предложения в общем, и подход к дизайну в частности, но мы не чувствовали, что хотя бы одна из предложенных «систем» соответствует философии нашего бренда. Нам хотелось сохранить подвеску «простой и надежной». И мы вернулись к той схеме подвески всей линейки байков, которую вы сейчас видите на готовых велосипедах.
Общаясь с Люком мы поняли, что он мог бы здорово помочь нам с окончательной, тонкой доводкой дизайна нашей схемы подвески, чтобы поднять кинематику ее работы на новый уровень. И это сработало идеально: он предложил незначительные изменения и мелкие доработки в наших ранних образцах, в результате чего подвеска преобразилась. Его опыт оказался невероятно ценным в деле доведения тонких аспектов работы подвески до идеала.
В течение всего периода разработок мы воспринимали всю линейку трейловых байков как единое целое, уделяя внимание прочности, надежности и взаимозаменяемости деталей везде, где это было возможно. Все трейловые подвесы в линейке 2015 года оснащены одинаковыми подшипниками и идентичными шарнирами, петух заднего переключателя также идентичен для всех трейловых велосипедов (включая хардтэйлы). На этапе производства мы стараемся делать вещи как можно проще, этот подход распространяется и на конечного потребителя – райдера. Если вы сломаете петух – не составит труда найти новый на замену. Стандартные болты крепления амортизатора и стандартные подшипники в шарнирах подвески также делают жизнь обладателя велосипеда проще. Все эти мелочи делают велосипед простым в обслуживании и настройке, а райдеров – счастливыми пользователями.