CПб, Б. Пушкарская, 20

8 800 700 76 53

How-To: Настройка подвески горного велосипеда с Art's Cyclery

Если не считать накачанных колес, нет ничего более важного для получения удовольствия от катания на велосипеде, чем правильная настройка подвески.

Для начала определим, что такое «сэг»: это тот ход, на который проседает подвеска под весом райдера (обычно измеряется в процентах от полного хода вилки или амортизатора). Убедитесь, что на вашей вилке и заднем амортизаторе есть индикаторы хода либо резиновые колечки на ноге вилки и штоке амортизатора. Если ничего этого нет, то оденьте на вилку и амортизатор пластиковые стяжки, только не затягивайте их сильно.


Начнем с амортизатора и задней подвески. Поставьте байк рядом со стеной, или попросите друга подержать байк, пока будете на него садиться. Оденьте на себя все, в чем обычно катаетесь, включая наполненный водой гидропак, защиту и так далее. Станьте на педали, разместив центр тяжести примерно посередине над велосипедом. Аккуратно прожмите подвеску несколько раз, затем медленно садитесь на седло и подтяните индикатор хода (резиновый о-ринг или стяжку) к пыльнику амортизатора, стараясь при этом не сжимать дополнительно амортизатор. Теперь медленно слезайте с велосипеда, перенося вес вперед на вилку, так, чтобы дополнительно не сжать амортизатор. Если вы правильно накачали амортизатор, то индикатор хода будет находится от пыльника на расстоянии примерно 20-30% от длины хода штока амортизатора (то есть от видимой длины штока). На более длинноходных байках устанавливается немного больший сэг, обычно около 35%. Добавляйте или спускайте давление в амортизаторе с шагом в 5 psi, пока требуемый сэг не будет достигнут. Запишите значения давлений в амортизаторе для разного сэга.

Если у вас пружинный амортизатор, то полностью открутите гайку преднагрузки пружины, затем снова закрутите ее до точки, где начинает чувствоваться сопротивление пружины. Теперь измеряйте расстояние по осям (от центра до центра ушей) несжатого амортизатора. Затем измеряйте длины по осям сжатого амортизатора, и вы сможете высчитать сэг подвески в миллиметрах. Для измерения амортизатора в сжатом положении потребуется помощник. Разделите значение сэга амортизатора в миллиметрах на длину хода штока амортизатора, и получите сэг подвески в процентах. Если сэг для вас недостаточен, необходимо заменить пружину на более мягкую. Если же сэг слишком большой – затяните гайку преднагрузки пружины на амортизаторе и повторите измерения. Если для достижения требуемого сэга приходится закручивать гайку больше, чем на 2-3 полных оборота (зависит от производителя амортизатора), значит вам нужна более жесткая пружина.

Настройка сэга вилки почти не отличается от описанной выше процедуры для амортизатора, для расчета сэга в процентах необходимо делить расстояние, на которое сдвинется индикатор хода на ноге вилки, на полный ход вилки (у некоторых вилок полный ход отличается от длины видимой части ног вилки). Не забудьте слезать с велосипеда, смещаясь назад, чтобы дополнительно не сжать вилку.

Пружины в нашей подвеске настроены, переходим к настройке демпфирования отскока. Чем меньше демпфирование отскока (вращаем регулировку отскока против часовой стрелки), тем амортизатор или вилка быстрее разжимаются из сжатого положения, и наоборот. Если отскок слишком быстрый, то подвеска будет сильно «козлить» и подпрыгивать на неровностях, если слишком медленный – подвеска не успеет разжаться до следующего удара, будет казаться более жесткой.

Самый простой способ примерно попасть в нужную настройку отскока -  это провести тест на полное разжатие, который можно осуществить как с вилкой, так и с амортизатором. Полностью открутите регулировку отскока (в самое «быстрое» положение). Затем максимально сожмите амортизатор, навалившись на седло, и резко отпустите. Если амортизатор разжимается слишком быстро, с резкой остановкой в конце разжатия, вам необходимо увеличить демпфирование отскока (закручивать регулировку отскока). Слишком резкую остановку амортизатора в конце разжатия можно даже почувствовать руками или услышать. Повторите процесс несколько раз, пока амортизатор не начнет разжиматься с нужной скоростью.

Другой способ настроить отскок – съезжать с бордюра, стоя на педалях, постепенно замедляя отскок до тех пор, пока амортизатор не начнет сжиматься и разжиматься без раскачки. Повторите тест на полное сжатие с вашей вилкой, нажимая всем весом на руль. Скорее всего, вам понадобиться более тонкая настройка отскока на трейле, по которому вы катаетесь. Если кажется, что перед или зад велосипеда слишком сильно отскакивает от неровностей при езде, закрутите отскок на амортизаторе или вилке на 1-2 щелчка.  Если же подвеска начинается забиваться и становиться жестче на серии неровностей – открутите отскок на 1-2 щелчка, чтобы подвеска успевала разжиматься перед следующим ударом. При настройке отскока амортизатора лучше ошибаться в сторону медленного отскока, чтобы задняя подвеска не выбрасывала вас из седла, и в сторону быстрого отскока в случае вилки, чтобы она не складывалась на серии препятствий. Общее правило: настраивайте отскок на 1-2 щелчка быстрее на трейлах с мелкими частыми неровностями, и на 1-2 щелчка медленнее на трассах с большими препятствиями.

Настройка демпфирования сжатия (компрессии) является более сложной, понадобится немного больше времени на трейле, чтобы правильно настроить демпфирование сжатия подвески. Настройка компрессии присутствует не на всех компонентах подвески. Большинство трейловых вилок и амортизаторов имеют настройку низкоскоростного сжатия (НСК), а даунхильные компоненты часто позволяют настроить и высокоскоростную компрессию (ВСК). Скорость сжатия связана со скоростью движения штока демпфера, высокоскоростное сжатие связано с большими, резкими препятствиями и срабатыванием вилки на полный ход. Низкоскоростная компрессия участвует в демпфировании небольших неровностей и в работе «платформы» при педалировании, а также при сжатии подвески во время торможения и прохождения контруклонов. Полезно представлять себе НСК как некоторый предохранительный клапан перед ВСК.

Мой любимый способ настройки демпфирования сжатия – полностью открутить все регулировки, выехать на трейл и следить за некоторыми характеристиками работы амортизатора и вилки. Сначала, если во время катания вы часто или жестко пробиваете подвеску, увеличьте высокоскоростную компрессию, закручивая соответствующую регулировку. Также для предотвращения пробоя подвески можно использовать проставки, уменьшающие объем позитивной камеры воздушной пружины вилки или амортизатора. Добавление проставок увеличивает прогрессию пружины, добавляя жесткости в конце хода. Если во время теста подвеска перестала работать на весь ход и стала жесткой – уменьшайте постепенно демпфирование ВСК.

Для настройки низкоскоростного сжатия сфокусируйтесь на срабатывании подвески во время торможения и при прохождении поворотов. Если вилка сжимается слишком сильно на торможении или в контруклоне, следует увеличить демпфирование НСК до тех пор, пока сжатие подвески при катании и торможении не будет под контролем. Для заднего амортизатора определяющими факторами при настройке НСК являются чувствительность к мелким неровностям и раскачка от педалирования. Если амортизатор не отрабатывает мелочь – уменьшайте демпфирование низкоскоростного сжатия. Закручивание (увеличение) НСК может снизить раскачку подвески от педалирования в седле и в положении стоя на педалях.

Очень важно записывать все настройки вашей подвески. Это позволит почувствовать, как изменение настроек влияет на поведение вашего велосипеда, и затем быстро вернуться к оптимальным настройкам. Закончив с настройкой подвески, можно записать все значения на наклейках на амортизаторе и вилке, чтобы всегда иметь возможность быстро и правильно настроить свой байк.


По материалам сайта www.vitalmtb.com

Корзина (0)

Корзина

Закрыть

Оформить заказ