CПб, Б. Пушкарская, 20

8 800 700 76 53

Истоки философии Speed Balanced Geometry: интервью с менеджером Transition Bikes

01.01.2018 Истоки философии Speed Balanced Geometry: интервью с менеджером Transition Bikes

sam_bham.2e16d0ba.fill-1920x1200.jpg

Мы сидим за кружкой пива в одном из заведений в Whistler Creekside. Только что мы вытрясли все кости на трейле Garbo по пути к новым трейлам в Creekside, чтобы насладиться покрытым мхом лесом. Продакт-менеджер из Transition Bikes Sam Burkhardt вспомнил одну из расшифровок аббревиатуры SBG: «Some Bullshit Gimmik!» («Какая-то бесполезная фича»). Сэм пытался придумать идеальный акроним, чтобы высмеять аббревиатуру своей же компании. Transition Bikes всегда гордились чувством юмора по отношению к собственным названиям технологий, не забывая шутить и над другими производителями велосипедов.

В этот момент я понял, что самым лучшим способом рассказать историю возникновения идеи SBG и ее воплощения в новой линейке байков – сделать интервью с Сэмом. Если он настолько дерзко шутил в присутствии журналистов, скорее всего он откровенно расскажет об идее Speed Balanced Geometry, ну или по-крайней мере настолько прямо, на сколько это возможно.
Как и многие читатели, я подозревал, что за сокращением SBG стоит какая-нибудь очередная остроумная подколка от Transition над трендами в велоиндустрии. Ведь в их арсенале уже были такие названия, как Huck to Flat, T.I.T.S. и  P.A.B.S.T, схема подвески с названием Giddy-Up, и знаменитое Woven Tight Fibre (WTF).

Сэм, очевидно, что название Speed Balanced Geometry это никакая не шутка или очередная подколка. Как теперь всерьез воспринимать компанию, которая предала традиции и влилась в русло маркетинговых названий?
Sam Burkhardt: Может быть серьезное название и есть причина, по которой стоит воспринимать нас всерьез? У нас были реальные внутренние конфликты в коллективе по поводу сокращения для новой концепции геометрии велосипедов. Мы же всегда пытались пошутить над разной маркетологической чепухой, вроде брендирования самых незначительных фич велосипедов громкими названиями. В какой-то момент мы поняли, что без определенного названия нам трудно обсуждать новое направление в геометрии наших байков. Нам не хотелось, чтобы покупатели запоминали какие-то сложные цифры, связанные с особенностями геометрии, например офсет вилки или угол рулевой трубы. Было желание дать простой термин, описывающий всю концепцию без конкретных цифр. Для покупателя проще сказать «Дайте мне вилку на мой 27.5 байк с SBG геометрией», чем вспоминать какие-то там градусы или миллиметры. Вряд ли все смогут запомнить эти таблицы значений в описании геометрии байков, а тем более понять, о чем они говорят. Естественно, мы хотели связать Transition Bikes с запоминающимся названием новой, улучшенной геометрии велосипедов, но также важно было дать людям простой способ говорить о том, на каких байках они катаются. 
 
Как ты себе представляешь разговор об SBG  райдеров, поднимающихся на трейл на канатном подъемнике?
Видел мой новый Transition? Он шикарен, и я чувствую себя намного увереннее, чем на моем прошлом байке. Рулежка не такая нервная, байк в целом ощущается более сбалансированным, на нем проще ехать. Он просто нереально крутой на спусках, но даже когда я катаюсь по домашним трейлам и вынужден крутить наверх своим ходом по извилистым синглтрекам, он все равно неплохо себя показывает. Мне кажется, что он лучше моего старого байка на любых скоростях. Тебе непременно стоит купить такой Transition!

Что побудило вас к такой смене философии в геометрии велосипеда?
Все корни растут из тестов, а также из нашей веры в то, что концепция SBG идеально подходит под наши взгляды на катание. Мы всегда ищем способы сделать наши велосипеды лучше для того, чтобы любой райдер мог поднять уровень своего катания. Мы хотим делать велосипеды, на которых кататься в кайф, но в то же время мы хотим подталкивать райдеров кататься быстрее и жестче, повышая уровень. Мы считаем, что концепция SBG действительно улучшает управление байком. Мы бы не стали впервые применять серьезное название, или вести переговоры с производителями амортизационных вилок о производстве новых изделий, если бы не чувствовали реальность преимуществ, которые дает SBG байку и райдеру. У нас богатая история придумывания всяких смешных сокращений, но раньше это все касалось именно незначительных фишек. Концепция SBG существенно влияет на байк в целом.

sam_toilet_bowl.original.jpg

Как повлиял Chris Porter на такие изменения в геометрии ваших велосипедов?
Ларс (Lars Sternberg) загорелся идеей протестировать вилки с разным офсетом на своем байке именно после прочтения статьи Криса Портера из Англии, где описывались подобные тесты. Концептуально и теоретически мы понимали, как изменения офсета вилки и угла рулевого стакана «должны» влиять на управляемость. Я прочел книгу Tony Foale о дизайне мотоциклов, а наша команда инженеров имеет многолетний опыт проектирования рам и достаточно разбирается в нюансах геометрии. В мире традиционных стальных шоссейных велосипедов всегда было нормой проектировать одновременно раму и вилку под эту раму. В мире мотоциклов обычным делом считается замена корон вилки для настройки управляемости мотоцикла. В индустрии МТБ добиться такой свободы проектирования, покупая амортизационные вилки у сторонних поставщиков, всегда было сложно. После прочтения статей Криса Портера, Ларс провел большое число подобных тестовых заездов на своем байке и сделал определенные выводы о том, какие конфигурации работали лучше. Затем он привлек других сотрудников компании, чтобы ускорить процесс. Ларс предложил нам протестировать как удачные с его точки зрения конфигурации байка и вилки, так и те, что ему не понравились. Таким образом мы смогли попробовать целый ряд различных сетапов байка, какие пробовал и Ларс, и затем сравнить ощущения. Да, именно Крис Портер вдохновил Ларса на эксперименты с офсетом вилок, но мы прошли свой путь тестов и поняли, что нравится и лучше подходит именно нам.

Другие компании стремятся делать более длинные, низкие байки с острыми углами рулевой, при этом сохраняя статус-кво офсета вилки. Очевидно, что в Transition считают это компромиссом. Каким бы получился ваш байк, если бы вам не удалось уговорить производителей сделать для вас вилки с уменьшенным офсетом?
Сейчас я не могу сказать, что бы мы сделали по-другому. Мы рассматриваем геометрии велосипеда как единое целое, так что если бы мы не смогли получить SBG вилки от FOX и RockShox, я не знаю, что конкретно мы бы предложили рынку с точки зрения геометрии. Не могу назвать что-то конкретное в геометрии, чем бы мы пожертвовали… весь байк был бы другим. Следует отметить, что нам нужна была поддержка новой философии SBG сразу от двух главных производителей амортизационных вилок, иначе нам было бы не очень комфортно выводить новую линейку велосипедов на рынок. С поддержкой FOX и RockShox мы смогли предложить покупателям широкий спектр вилок в различных ценовых категориях. Мы очень сильно ценим желание и возможность производителей вилок делать серьезные инвестиции в производство для того, чтобы удовлетворить наши запросы.

Как велосипедные компании пришли к современным значениям офсета вилок на 27.5” и 29” «не-SBG» байках? 
Довольно интересный вопрос на самом деле. Мы задавали себе такой же вопрос. Возвращаясь к старым добрым временам, когда углы рулевой были 71 градус, колеса 26 дюймов, выносы под 120 мм, а рули были узкими – все это определенным образом управлялось и подходило к трейлам, по которым мы катались в то время. Офсет вилок подходил к такой конфигурации геометрии велосипедов и к тем типам трейлов. Со временем углы рулевой становились острее, выносы становились короче, рули – шире, но по какой-то причине офсет вилок не менялся, и никто не задавался этим вопросом. С переходом на колеса большего диаметра «старый» офсет вилок давал примерно ту же величину трейла (trail) при схожих углах рулевой трубы. Но так получалось не всегда. TREK со своей геометрией Genesis пытались улучшить управление байка с помощью увеличения офсета вилки на найнерах, но что-то у них пошло не совсем так. Проблема крылась в общей геометрии велосипеда. Первые найнеры были слишком короткими, а углы  были слишком тупыми, из-за этого они управлялись не так хорошо вне зависимости от офсета вилок. В основном, нынешние офсеты вилок восходят корнями к МТБ 90х годов 20го века, но сейчас катание на МТБ совсем иное.

В своей статье Портер пишет о том, что нужно двигать характеристики велосипеда дальше и дальше, пока не начнут проявляться негативные моменты в поведении или управлении байком. Вы достигли этой грани? Что происходило с велосипедом, когда вы слишком далеко заходили в деле изменения офсета или угла рулевой?
Не думаю, что существует четкий предел, после которого байк внезапно начинает вести себя не так, как нужно. Любой байк должен справляться с различными типами трейлов и покрытий, но определенной модели может больше подходить определенный тип условий катания. Конкретные изменения геометрии могут отлично подойти для Patrol на жестком рельефе, и при этом не очень хорошо работать на более короткоходных байках, которые чаще видят гладкие трейлы. Еще случается, что сетапы на бумаге выглядят отлично, а в реальных условиях просто не работают. Приходится варьировать множество различных параметров, добиваясь от велосипеда хорошего поведения в разнообразных условиях катания.

По вашему мнению, что райдеры в первую очередь будут отмечать, пересев на SBG  байки?
С геометрией SBG вы в первую очередь заметите увеличение сцепления переднего колеса с поверхностью трейла, более плавную рулежку, большую свободу в перемещении тела над байком, и в целом ощущения на байке станут более уверенными. На узких подъемах со свитчбэками управлять байком станет проще, как и на спусках со сложным рельефом. Дрифт и торможение с блокировкой колеса станут более контролируемыми, появится ощущение большей стабильности на высоких скоростях, а преодоление крутых нырков будет более комфортным. На низких скоростях также улучшится контроль байка. Байк хорошо отзывается на аккуратные движения райдера, и в целом вы будете тратить меньше усилий на микрокоррекции и подруливания. Разница в управляемости SBG байка очень заметна, но еще более интересно пересаживаться обратно на велосипед с «традиционной» геометрией. Обычный «не-SBG» байк будет ощущаться нервным и дерганым на любых скоростях, вам потребуется больше усилий для стабилизации и изменения траектории. SBG байк более спокойный и предсказуемый, что позволяет райдеру ехать быстрее и жестче, но безопаснее.

sam3.original.jpg

Есть ли какие-то особенности, которые вы ценили в прошлых поколениях Transition, и которые новое поколение SBG-байков может утратить? Например, я заметил, что длинные байки сложнее поднять на заднее колесо.
Если честно, нам не кажется, что новые байки утратят какие-либо характеристики наших предыдущих моделей. На самом деле все с точностью до наоборот. Есть ощущение, что геометрия SBG позволила сохранить игривый и живой характер предыдущего поколения Transition, одновременно значительно улучшив стабильность и контроль байка. Некоторые характеристики по управляемости на высоких скоростях или распределению веса, присущие SBG геометрии, можно было бы получить увеличением длины нижних перьев, но тогда мы бы ухудшили резвость байка на прыжках и управляемость на низких скоростях и в узких свитчбэках. Speed Balanced Geometry позволяет байку быть сбалансированным и стабильным на любых скоростях, именно отсюда и родилась аббревиатура SBG.

Ожидаете ли вы, что другие компании последуют вашему примеру?
Конечно, мы думаем, что будет некоторое копирование наших идей, связанных с SBG. Но если кто-то не будет тестировать различные вариации, чтобы придти к собственному пониманию, что конкретно с их точки зрения лучше всего подходит под их цели, они могут сильно ошибиться. Мы катались на сетапах, которые вроде как «должны были быть» отличными, но в итоге в реальных условиях эти конфигурации работали плохо. Геометрия велосипеда и динамика управления байком очень сложны и взаимосвязаны, невозможно выбрать один из параметров геометрии и сказать, что именно он больше всего влияет на какую-либо характеристику управляемости. Говорят, подражание это самая искренняя форма лести, так что мы не обидимся на тех, кто будет пытаться делать байки с геометрией в стиле SBG.

Сколько SBG байков уже катается в мире? Какая реакция райдеров?
Мы начали с небольшого числа тестовых мулов, но на данный момент мы предоставили несколько десятков различных предсерийных образцов, на которых катается большое число людей. Мы получаем только позитивные отзывы, также мы предоставили наши тестовые байки новичкам, чтобы посмотреть их реакцию. Было интересно наблюдать, как райдеры с не очень богатым опытом катания замечают те преимущества, которые дает SBG геометрия. Кроме наших  собственных тестовых байков, несколько наших друзей по велоиндустрии изменяли свои модели велосипедов, чтобы получить управляемость в SBG-стиле. Думаю, данный факт подтверждает преимущества SBG, мы действительно очень рады получить такой позитивный фидбэк от райдеров и других производителей велосипедов. 

sam2.original.jpg

Некоторые другие компании пытались экспериментировать с цифрами геометрии примерно в том же направлении, но без изменения офсета вилок. Вам не кажется, что вы сейчас изобретаете то, что тот же Mondraker уже давно сделал?
Кажется, что на протяжении последних нескольких лет велосипеды каждого нового релиза становились длиннее и острее. Да, наши новые SBG байки действительно стали длиннее и острее, чем прошлое поколение, но это только одна из составляющих новой геометрии. Я тут недавно подумал, что было бы очень забавно рекламировать наши новые модели как более короткие (с точки зрения офсета вилки) и с меньшими углами (с точки зрения угла подседельной трубы). Ну вы понимаете, все пишут о новых байках «длиннее и острее», а мы бы писали с точностью до наоборот. Некоторые европейские производители (Mondraker был самым первым и самым заметным) увеличивали цифры рич до действительно экстремальных значений на протяжении нескольких лет, но наш подход существенно другой. Изменение офсета вилки – главный компонент нового SBG подхода к геометрии, а упомянутые выше производители увеличивали длину байка, не меняя офсет вилки. Возможно, у них другой взгляд на то, как должен ехать и управляться велосипед. В наших новых SBG байках увеличение рич на самом деле не такое уж большое, и оно необходимо для сохранения размерной сетки и нужных характеристик управляемости и стабильности. Мы не пытаемся просто делать байки длиннее, мы пытаемся делать их лучше.

Текст -  Cam McRae, по материалам nsmb.com
Корзина (0)

Корзина

Закрыть

Оформить заказ