8 800 700 76 53
Еще в начале 2000-ых годов самым распространенным стандартом кареточного узла в велосипедной раме был резьбовой стандарт BSA, ширина кареточного стакана в раме составляла 68 или 73 мм, резьба в раме с одной стороны была левая, а с другой правая. Также существовали редкие разновидности кареточных узлов с увеличенным диаметром резьбы в раме, или с одинаковым направлением резьбы. Но это скорее исключения, и мы не будем на них останавливаться. В такой стакан в большинстве случаев устанавливалась каретка под квадрат, как правило картриджного типа, неразборная и неремонтопригодная. Подобные каретки были хорошо защищены от влаги загрязнений и ходили довольно долго. Плюсом картриджных кареток под квадрат была долговечность, не считая конечно совсем дешевых вариантов начального уровня. Минусом же была недостаточная жесткость из-за малого диаметра вала в картридже.
Каретка Shimano Octalink v2
В 1996-ом году компания Shimano представила стандарт с шлицевым креплением шатунов - Octalink v1, а позже и Octalink v2. Такие каретки также устанавливались в резьбовые кареточные стаканы, а вместо вала под квадрат имели шлицевой вал. Каретки соответственно были совместимы только со своими системами, в частности для Shimano это были системы Hollowtech. Другие производители тоже не стояли в стороне и разработали свои шлицевые стандарты - ISIS, Howitzer, PowerSpline и др., соответственно со своими собственными системами. Минус подобного стандарта был уменьшенный диаметр подшипников и соответственно меньший ресурс.
Каретка Shimano Hollowtech II под резьбовой кареточный стакан BSA.
Следующим шагом развития индустрии стало появление систем с интегрированной осью, т.е. ось являлась частью самой системы и была объединена с шатуном с правой, или реже с левой стороны. Пионерами как всегда стали Shimano, в 2003 г. выпустив систему Hollowtech 2 с диаметром оси 24мм. Каретка представляла собой чашки вкручиваемые в раму, а подшипники были вынесены наружу, за счет чего удалось добиться большего диаметра подшипника. Плюсом также стала повышенная жесткость вала увеличенного диаметра. Sram не заставили себя долго ждать и выпустили в ответ свою систему GXP, несовместимую с системами Shimano. Она отличалась разными подшипниками - 24мм с одной стороны и 22мм с другой.
Каретка Shimano Hollowtech II под безрезьбовой кареточный стакан Pressfit.
Техника не стоит на месте, и Shimano придумали стандарт PressFit проповедующий отказ от резьбовых стаканов. Ширина стакана увеличилась и составила 89,5 или 92 мм, тем самым повысив жесткость кареточного узла. Подшипники располагались в чашках, в свою очередь запрессованных в раму, обеспечивая таким образом дополнительную защиту от влаги и загрязнений. Размер отверстия кареточного узла в раме составил 41мм. Системы под такие каретки остались те же, интегрированные системы с осью 24мм у Shimano, и pressfit GXP от компании Sram с собственной осью переменного диаметра
Еще в далеком 2000 году компания Cannondale представила собственный стандарт BB30, с диаметром вала 30мм. Отличием стандарта стало в том, что подшипники были запрессованы прямо в кареточный узел рамы, без чашек. Диаметр отверстия в раме составил 42мм. Вал диаметром 30мм обеспечил существенно большую жесткость. И в теории стандарт обеспечивал простоту и удобство обслуживания. На практике минус конструкции заключается в том, что при замене каретки разбивается посадочное место в раме, и после нескольких замен подшипников кареточный узел рамы приходит в негодность.
Развитием BB30 стал стандарт PF30. Тот же вал диаметром 30мм, те же подшипники, но запрессованы они уже в пластиковую гильзу, которая в свою очередь устанавливается в кареточный узел рамы, диаметр которого составил 46 мм. Размер подшипников сохранился и системы остались те же, что и под BB30. Ширина кареточного узла составляет 73мм. Правда существуют и исключения, например рамы Specialized 2009-10 гг с шириной стакана 84,5 мм. Под такие рамы нужны системы с увеличенной длинной вала.
Хочется отдельно отметить удачное инженерное решение от компании RaceFace - это те же 30мм вала, но с увеличенной длиной. Эти системы имеют потрясающую торсионную жесткость за счет диаметра, а самое главное за счет длинного вала их можно установить на практически любую раму, даже с резьбовым кареточным узлом. Совместимость обеспечена широкой линейкой кареток выпускаемых компанией.
Мир стандартов кареток глубок и разнообразен, кроме того существует различные переходники позволяющие скрестить различные варианты, к примеру поставить систему Hollowtech 2 в раму с кареточным узлом BB30. В рамках одной статьи тяжело осветить все разнообрахие и историческую глубину этой темы. Мы прошлись по основным стандартам, используемым в современных реалиях. Надеюсь информация была для вас познавательна, интересна и полезна.
Таблица разновидностей кареточных стаканов
Мы используем «куки».
Что это?
Обратный звонок
Спасибо! Ваша заявка отправлена.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз или свяжитесь с нами по телефону или e-mail.
Сообщить о появлении
Спасибо! Ваша заявка отправлена.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз или свяжитесь с нами по телефону или e-mail.